Мы обрабатываем персональные данные в соответствии с Общим регламентом ЕС об обработке персональных данных (GDPR). Более подробная информация доступна в Политике конфиденциальности. Компания Cofrance SARL использует файлы cookie для правильного функционирования данного веб-сайта, индивидуального подбора контента в социальных сетях и сбора анонимной статистики о пользователях с помощью службы Яндкс Метрика для повышения удобства использования нашего веб-сайта.
+33 629-961-135
54 Rue de France, Nice
Роды в Ницце
присоединяйтесь к нам:
Мск: +74954813905 Спб: +78123091786
Киев: +380443921436
Алматы: +77273495174
НиццаНицца: +33629961135
Тель-Авив: +97233741152
Сингапур: +6531591006
Сидней: +61283171135
Нью-Йорк: +19292141225

Гендерная идентификация у ребенка


До года ребенок свой пол не осознает. Около года или полутора (в зависимости от развития) он обращает внимание на то, что его называют не только по имени, но и «мой мальчик» или «моя девочка». Поэтому к двум годам он уже знает, мальчик он или девочка, но пока не понимает, что это значит.

По мнению знаменитого американского психолога Л. Колберга, формирование осознания половой принадлежности проходит у человека в три этапа. Расскажем о них подробнее.

Три этапа формирования осознания 

Гендерная идентификация происходит около трех лет. В этом возрасте ребенок уже четко отличает мальчика от девочки, и знает кто он сам. Но при этом он обращает внимание на внешний вид и на одежду. Например, замечает, что мальчики и мужчины не носят юбки, а у девочек и женщин обычно длинные волосы. Дома малыш наверняка обратит внимание, что мама пользуется косметикой, а папа – бритвой.

В этом возрасте ребенок уверен, что пол можно изменить, достаточно лишь надеть соответствующую одежду и сделать стрижку. Любопытный эксперимент проводил французский психолог Ж. Пиаже. Он надевал на кота маску собаки, и ребенок думал, что таким образом животное превращается в настоящего пса.

Позже ребенок понимает, что пол в целом постоянен, но думает, что на время его все-таки можно изменить, опять же надев соответствующую одежду. Около четырех лет он осознает, что мужчины и женщины не только выглядят по-разному, но и ведут отличные друг от друга виды деятельности, и интересы у них тоже не похожи. Это уже второй этап формирования половой идентификации.

Важно помочь ребенку получить правильное представление о том, что такое гендерная принадлежность, и что она необратима. Если малыш рассуждает на тему мальчиков и девочек, то нужно беседу поддержать и объяснить, что дело не в платьях и косичках, что, даже постоянно надевая женскую одежду, мальчик девочкой не станет, а затем без стеснения рассказать, как именно люди определяют пол.

Ни в коем случае не стоит шутить на эту тему или использовать ее в воспитательных целях. К психологам нередко приводят детей, к которым применяли неправильные методы воздействия. Например, одному пятилетнему малышу папа в шутку и из лучших побуждений говорил, что если он будет плакать, то превратится в девочку, красочно описывая, как у него будут расти косички, как придется покупать ему юбочки. При каждой попытке пролить слезы, он повторял эту угрозу, и средство подействовало.

Бедный малыш безоговорочно поверил отцу и стал всеми силами сдерживаться. Если он чувствовал, что подкатывают слезы, то бежал к зеркалу и проверял, не начали ли у него отрастать косы. Психологу пришлось немало поработать, чтобы переубедить мальчика и избавить его от сильнейшего страха, который поселился внутри.

В 4–6 лет ребенку нужно объяснить, что в мире все неоднозначно. Расскажите, что есть мужчины, которые отращивают волосы, что женщины могут всегда ходить в брюках, а шотландские парни надевают юбки. Вспомните про африканские племена и индейцев, которые раскрашивают лица и плетут косички, про дам, которые в разные времена и по разным причинам бреются наголо. Желательно при этом избегать негатива, а говорить о многообразии жизни.

Когда именно говорить на эту тему, зависит от развития ребенка и его интересов. Торопиться не стоит, лучше подождать, пока он задаст вопрос или пустится в рассуждения по поводу какой-либо ситуации. Полезно, когда малыши самостоятельно наблюдают и делают выводы, а родители комментируют и направляют беседу в правильное русло.

То, что половую принадлежность нельзя изменить даже на время, ребенок окончательно осознает в 5–7 лет. Это третий этап, когда он понимает, что одежда и внешность не влияют на то, мальчик он или девочка. Многое зависит от родителей, чем раньше они его проинформируют, тем быстрее он разберется с этим вопросом.

Также родителям нужно быть внимательнее к сказкам и мультфильмам. Там иногда герои совершают волшебные превращения, например, из принцессы в принца. Если встретился подобный сюжет, его необходимо прокомментировать, сказав, что это в жизни такого не бывает.

Почему ребенок может захотеть изменить пол 

Не стоит впадать в панику, если пятилетний малыш вдруг решил примерить платье сестры или надеть мамины туфли. Скорее всего, он не пытается «стать девочкой», а просто шалит. Даже если он решил поиграть в человека другого пола, в этом нет ничего страшного, так он просто постигает мир.

В то же время, если ребенок старше 4 лет играет в подобные игры постоянно, то это тревожный признак. Поводы для такого поведения бывают разные, и многие из них чреваты психологической травмой для малыша.

Например, если в семье двое детей разного пола, но одному отдается явное предпочтение, то второй может захотеть изменить гендерную принадлежность. То же самое произойдет, если один родитель постоянно оскорбляет и унижет другого – малыш решит, что мужчиной/женщиной быть плохо. Особенно печально, если и сам взрослый подтвердит эту мысль, сказав что-то вроде: «Зачем только я родилась женщиной?»

Бывает, что родители из педагогических соображений запрещают играть мальчику в куклы или девочке в машинки. Этого делать нельзя. Ребенок должен попробовать все и выбрать то, что ему нравится. Скорее всего, осознав свою гендерную принадлежность, он со временем сам изменит интересы. Но вот если не давать сыну играть с пупсиком, то он может всерьез решить, что девочкам повезло больше, и захотеть поменять пол.

Если дети воспитываются в неполной семье, допустим, у мамы и бабушки растет мальчик, то он может начать копировать поведение взрослых. В этом случае необходимо, чтобы в окружении появился мужчина (педагог, друг семьи, родственник), который подавал бы ему надлежащий пример.

Бывает, что у ребенка не складываются отношения в семье с человеком того же пола. Тогда он думает, что лучше быть «другим», не таким жестким, злым или скучным.

Если ребенок постоянно переодевается в неподобающие наряды, называется девочкой или мальчиком, будучи человеком другого пола, странно себя ведет, открыто заявляет, что хотел бы стать «другим», то это повод обратиться к специалисту. В юном возрасте подобные отклонения исправлять намного проще, чем впоследствии.

Но чтобы этого не произошло, родителям стоит вовремя рассказать ребенку о том, что именно является половой принадлежностью, что люди равны, и не подавать дурной пример. Кроме того, следует избегать любых шуток на этот счет и некорректных приемов для воспитательного эффекта.

Назад